Это мнение поддержали многие канадские политологи. Они сетуют на то, что генерал-губернатор своим последним решением могла создать механизм, благодаря которому следующие премьер-министры смогут обходить законодательство тогда, когда сочтут это уместным.
«Это настоящий удар по парламентской демократии в Канаде», − заявил политолог Нельсон Вайзмен. По его словам, статус избранного парламента понижен, а «неизбранного премьер-министра», наоборот, повышен.
«Харпер повесил замок на дверь палаты общин, − говорит лидер «Новых демократов» Джек Лэйтон. − Он отказывается сталкивается с канадцами посредством избранных парламентариев».
Эти события уходят корнями в ожесточенную парламентскую избирательную кампанию, в которой Консервативная партия во главе с Харпером уверенно победила менее чем два месяца назад. Правда, она не получила большинства, что и сделало ее уязвимой перед возможными вызовами в будущем. Предчувствие этого, а также нестабильная финансовая обстановка, вызванная глобальным экономическим кризисом, заставила премьера тесно сотрудничать с парламентской оппозицией. Но плодотворного сотрудничества не вышло.
Оппоненты Харпера утверждают, что в представленном премьером на прошлой неделе бюджете не было никаких стимулирующих программ, которых оппозиция добивалась с целью помочь ослабевшей экономике.